Корреляционный анализ

Корреляционный анализ — метод обработки статистических данных, заключающийся в изучении коэффициентов (корреляции). Его применение возможно в случае наличия достаточного количества (для конкретного вида коэффициента корреляции) наблюдений из более чем одной переменной.

Корреляция (от лат. correlatio «соотношение, взаимосвязь») или корреляционная зависимость — статистическая взаимосвязь двух или более случайных величин (либо величин, которые можно с некоторой допустимой степенью точности считать таковыми). При этом изменения значений одной или нескольких из этих величин сопутствуют систематическому изменению значений другой или других величин.

Для обработки данных проведенного анкетирования был использован корреляционный анализ, определяющий на сколько влияют изученные факторы на читательские интересы. 



   
 Выявлены положительные корреляции между параметрами:
- статус респондента и что они читают (коэффициент корреляции равен 0.41): существует определенная возрастная зависимость, старшеклассники читают иную литературу, нежели школьники среднего звена;
- статус респондента и их источники информации (коэффициент корреляции равен 0.25): существует слабая зависимость между выбором информационного носителя и возрастными особенностями опрашиваемых.

    Умеренная отрицательная корреляция между параметрами: школьный предмет - источники информации: дети, склонные к гуманитарным и физико-математическим дисциплинам, чаще выбирают электронные носители, и в этом нет противоречия, так как интернет - современная доступная информационная среда.
   Незначительная отрицательная корреляция между признаками статуса – читают или нет родители: младшие более склонны подражать родителям, чем старшие, поэтому прививать навык к чтению необходимо с раннего возраста примером родителей, и это подтверждает гипотезу, что на читательские интересы влияют семейные традиции.


Результаты корреляционного анализа среди взрослых респондентов в городе Белово.



Выявлена незначительная зависимость гендерных факторов и интереса к определенному выбранному предмету, а так же читающие или нет родители на выбор читательских предпочтений (читают ли они разную литературу или не читают вовсе). У взрослых респондентов читают ли родители или нет меняется выбор информационных носителей (электронные или бумажные).

Проведем сравнительный анализ полученных данных
 
Что мешает людям наслаждаться самым ценным, что есть в обществе – золотым запасом человеческой мудрости в книгах? Сложный вопрос. Возможно, отсутствие свободного времени, ведь скорость жизни набирает темп, меняются уровни стремления в работе, учебе, меняются жизненные приоритеты и предпочтения - сегодняшние подростки путешествуют по миру, заводят знакомства в социальных сетях и болтают по Skype с другом, живущий в соседнем доме. Сейчас люди, которые не читают книги, не любят думать, они выбирают яркие визуальные образы. А если и читают, то выбор падает порой на книги преимущественно из жанра фантастики, ставшие популярными благодаря одноименным фильмам.
   Чтобы школьник взял в руки книгу, она должна быть ему в первую очередь интересна своим содержанием и соответственно написана на понятном ему литературном языке, и только потом школьник задумывается о ее полезности и значимости с точки зрения самосовершенствования. Как известно, принуждение к чтению детей педагогами и родителями приводит к снижению интереса к литературе, и теряется понимание ее важности для развития личности, о чем и свидетельствуют результаты анкетирования.
    Стало интересно, как различные люди проявляют свою любознательность, где черпают нужную им информацию и подвержены они влиянию различных факторов (семейные традиции, школьные знания и другие). Чтобы это понять, провели сравнительный анализ ответов участников анкетирования. 
  Респонденты мужского пола предпочитают больше пользоваться интернетом в поисках информации, чем отвечающие женского пола, которые и соответственно чаще читают печатные книги и электронные книги. Романы как литературный жанр предпочитают в основном женский пол, а фантастику любят в равной степени.
Но с возрастом интерес к фантастике падает, а классическую литературу читают преимущественно школьники старших классов. Это объясняется тем, что в школах проходит подготовка к выпускному сочинению по литературе. Если респонденты помладше, то они читают сказки, а если это взрослые, то отдают предпочтение научно-популярным книгам таких авторов, как М.С. Норбеков, Д. Карнеги. Популярность интернета как источника полезных знаний с возрастом растет, некоторые школьники возможно интернет ресурсы воспринимают как источник развлечения, а книга в переплете почти в три раза чаще употреблялась в ответе у взрослых респондентов, чем у 11-15 летних детей.
   
   Результаты наглядно показывают, как меняются ответы в зависимости от того, какой любит школьный предмет респондент. По логике можно предположить, если человек склонен к гуманитарным наукам, то он предрасположен к чтению художественной литературы, а по результатам анкетирования они чуть больше читают, чем респонденты физико-математического склада ума и меньше, чем увлекающиеся творческими предметами в школе, а вот любители физической культуры значительно меньше читают.


 Данные рисунка наглядно демонстрируют, что люди, увлеченные творчеством, читают различную литературу, активно используя интернет, и не забывают читать бумажные книги, а респонденты, выбравшие хобби, спорт и туризм, менее пользуются интернетом и меньше берут в руки книгу. Можно предположить, что занятие спортом и туризмом приводит к нехватке времени на чтение.


    Каким нам представляется портрет вдумчивого читателя? Он любознателен, грамотен, разносторонен, способный осознать всю важность культурного наследия, скрытую в книгах, а также целеустремлен и знающий свою четкую жизненную позицию. Таким же нам представляется школьник, выбравший свою будущую профессиональную направленность, который для своей цели осознанно и избирательно получает необходимую ему информацию.

На рисунке представлен сравнительный анализ учеников, выбравших для себя профессию и еще не определившиеся с ней. Категория респондентов, назвавшие будущую профессию, читают разнообразную литературу и в большей степени книги классических писателей (это соответствует нашим представлениям о целеустремленном человеке), чем респонденты другой категории, которые в свою очередь в большинстве читают книги, изучающие по школьной программе.
   Становление личности человека происходит в первую очередь в семье, и, соответственно, навыки и потребности в чтении у детей в какой-то мере складываются на примере родителей, способных в процессе воспитания привить любовь к чтению.
Если в семье родители не читают, падает престиж чтения для растущего поколения, ему сложно определиться с читательскими предпочтениями, они редко ищут информацию в интернете и еще реже находят ее в книгах, используя компьютер и современные гаджеты как источник развлечения. Респонденты, у которых в семье чтение приветствуется, отдают предпочтения художественной литературе, пользуясь электронными носителями, и не забывают читать традиционные книги.  
   В целом можно сказать, что каждый представленный фактор в отдельности по-своему влияет на читательские предпочтения, но это влияние не значительно. Ведь каждый человек индивидуален: кто-то подвержен массовому движению культурных стереотипов, а кому-то важен авторитет родителей или учителей; кто-то, развивая свою любознательность, ищет всевозможные способы получения информации, а кому-то целеустремленность ни к чему, и он ищет различные способы развлечения. Все это и многое другое формируют читательские интересы и предпочтения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий