История читаемости



"Ум без книг, аки птица спешена. 
Яко ж она возлетати не может,
тако же и ум недомыслится 
совершена разума без книг.
Свет дневной есть слово книжное."

Древнерусский сборник "Пчела" IX век


  Читая книгу, содержащую слова, проектирующие поэтическое настроение писателя, мы воспринимаем как одно из проявлений привычной повседневности. Ну и что в этом чудесного? Однако вдумаемся. Разве не чудо, что покрытые незамысловатыми значками страницы знакомят нас с сокровенными мыслями лучших умов человечества? Разве не чудо, что книга, подобно временному порталу, переносит нас в прошлое и в грядущее будущее? И разве не чудо, что 33 буквы русского алфавита, слагаясь в слова, способны вызвать в нас бурю эмоций от радости до негодования, от возмущения до надежды? Читая книгу, мы становимся невольными  собеседниками с такими великими как слепой Гомер, поэтичный Уильям Шекспир, убедительный в своей гениальной простоте Лев Николаевич Толстой…

   Но откуда же у нас  возникла такая способность превращать слова на бумаге в мысли и картинку у нас в голове? Ученые немало времени посвятили поискам ответов на вопрос о том, каким образом древние люди научились читать, и откуда появилась первая письменность. А ведь письменность повлияла на развитие людей,  без нее не было бы и чтения, книг и вообще того мира, который мы знаем.
 

Эволюция чтения и письменности до н.э.


   Если верить ученым, около 40 тысяч лет назад человек установил, что «переписываться» можно не только с современниками, но и с потомками. Наскальные комиксы, рассказывали о тактике охоты на крупного зверя и являлись священными для древнего человека. Для этого нужно было отыскать прочный, удобный и дешевый материал. Очень долго письмо оставалось строго локальным. Мысль, даже записанная, незримыми нитями привязывала к месту своего возникновения. Она оставалась там, где ее впервые зафиксировали: на сводах пещер, на гранитной или мраморной плите, на колоннах храма.
Петроглифы Алтая «Калбак-Таш»

   Письмо, а следовательно, и мысль стали подвижными лишь с изобретением писчего материала. Первым таким материалом был папирус, который изготавливали из тростника в Египте и сворачивали в свиток. Оказывается, в это время египтяне из рисунков уже начали выделять знаки, которые обозначали не нарисованный предмет, а звуки, составлявшие его название. Рисунок навозного жука означал три звука ХПР, а рисунок корзины - два звука НБ. И хотя такие звуки оставались рисунками, они уже стали фонетическими знаками. В древнеегипетском языке были слова с одно-, двух- и трехбуквенными слогами. А так как египтяне гласных не писали, то односложные слова изображали один звук. Когда египтянам надо было написать имя, они использовали однобуквенные иероглифы. Так возникла необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты, что привело к тому, что рисунки упростились, стали условными значками - иероглифами.

    В XII-XIII вв. до н.э. на ближнем востоке - время появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Были выработаны знаки, которые обозначали слог, и письменность стала слоговой. Для разных слов сочетание согласного и гласного разное. Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной системы письма выделился алфавит. Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности. Греки заимствовали финикийскую систему и вводят знаки для гласных – это был переворот в письменности.

Музей г. Сиде Турция

Греки изобрели полную систему письменности, изображая все гласные. Позже стали изображать ударение, придыхание. Греки создали строгий сбалансированный шрифт, он был строго геометричный и симметричный. При Александре Македонском письменность служит для создания первых документов. От греческого алфавита берут начало латинская и кириллическая письменности.

    
 

Эволюция чтения наша эра


    Как показывает история все последующие разработки писчего материала, сохраняя мобильность написанного, лишь совершенствовались в надежности и емкости. Непростые в изготовлении папирусные свитки сменились прочным пергаментом, который позволил резко увеличить объем записываемой информации и повысить стойкость к падениям. Эта способность пергамента способствовала возникновению новой формы книги, получившей название кодекс. Важную роль в истории культуры сыграл новый писчий материал - бумага, которая почти столь же прочна и удобна, как пергамент, но в производстве обходится гораздо дешевле. Бумага дала возможность наладить массовое производство литературы.

Печатный станок Санкт-Петербург

    В XV веке Иоганн Гутенберг создал печатный станок с металлическими наборными элементами, что сделало книги сравнительно доступными (хотя для большинства всё ещё весьма дорогими). Не прошло и пятьсот лет, как чтение из процесса доступного лишь избранным, превратилось в общедоступное развлечение. Аллен Лейн совершил революцию в издательском бизнесе, в 1935 году стал издавать карманные книги в мягкой и яркой обложке и продавать в больших магазинах и на вокзалах, по недорогой цене. В результате книжные тиражи выросли многократно, а чтение стало массовым. Дорожные книги стали настолько популярны, что в среде писателей возникло целое направление, писавшее нетленки исключительно под этот формат. Их суммарный тираж исчислялся миллиардами копий. С точки зрения распространенности карманный формат стал вершиной развития традиционных носителей информации.

    Однако все же это была эволюция. Только изобретение персонального компьютера позволило вывести носители информации на новый уровень. Компьютер позволил в рамках одного устройства хранить огромное количество текстов. Энциклопедия, для размещения которой 40 тысяч лет назад пришлось бы задействовать горный кряж средних размеров, теперь умещалась в жестяной коробке, которую мог поднять один человек. Создать устройство, которое бы имело достаточно большой экран, весило, как телефон и по качеству отображения текста не уступало бумажной литературе, удалось только в 1998 году с появлением электронной книги. При этом современная библиотека в кармане продолжает ассоциироваться с горой – только теперь это «гора информации».

    Еще одним переломным моментом в истории чтения было постепенное употребление чтения «про себя» во II-IV вв. н.э., как особой разновидности восприятия текста, которая позволяет быть независимым от чужой интонации, и от скорости устной речи и которая в любом случае медленнее мысленного чтения. К IX веку “тихое чтение” было уже так широко распространено, что переписчики христианских текстов начали отделять друг от друга слова, чтобы облегчить задачу читателям. Тогда же вошло в практику выделять грамматические обороты внутри предложения, и были введены многие знаки препинания, которыми мы пользуемся и сегодня.

  Исследованием истории чтения занимаются многие ученые, одним из которых является французский писатель Роже Шартье. Одна из ведущих мыслей Шартье состоит в том, что текст - не умея существовать помимо своего носителя будь то пергамент, бумага или экран - влияет на читателя не столько своим содержанием, но особенностями этого «носителя»: своей плотью, материальным обликом, фактурой. И это, по мнению Шартье, имеет очень далеко идущие культурные последствия: может быть, именно в этом он видит источник культурного формирования. Простейший пример: чтение свитков в античном мире требовало участия обеих рук – читая, человек мог при этом разве что диктовать, а вот писать - уже нет. С появлением кодекса, возникли новые, невозможные прежде жесты: появилась возможность листать книгу, легко находить и цитировать любой отрывок, отрываться от чтения, сравнивая различные фрагменты в одной и той же книге или в разных книгах, читаемых одновременно…

   И это сыграло, по мнению Шартье, фатальную роль: иначе стало распределяться читательское внимание – по-другому стали выстраиваться связи между текстами, между разными их фрагментами. Отсюда – только шаг до перемен в организации мышления, в способах работы с информацией.

     В электронную эпоху человек сам собирает себе реальность из подходящих лично ему элементов – и, таким образом, более свободен: менее подвержен влиянию на него текстовых и смысловых структур. Контексты своему тексту он создает сам. В результате - уверен Шартье – постепенно видоизменяются категории мышления: описания, классификации самой реальности. Все высказывания историка Шартье кажутся громкими, и опытным путем еще не доказанными, но в какой то мере имеют место быть.

    Если рассматривать историю чтения в России, то стоить начать с появления славянской письменности благодаря Византийским монахам Кирилл и Мефодий, а точнее алфавита, который представлялся в двух видах (глаголица и кириллица) в IX веке. До этого в языческие времена у славян существовало письмо, условно называемое «черты и резы», которое можно было встретить на предметах быта. С принятием христианства на Руси утверждался повсеместно единый для древнерусского государства кириллический алфавит. Грамотность была распространена среди самых различных социальных слоев населения Древнего Руси. Грамотными были не только представители княжной знати и духовенства. Сохранились памятники материальной культуры – гончарные изделия, колодки сапожников с надписями, сделанными ремесленниками XI-XII вв. Грамотными были молодые церковные служки, воины, женщины. Найденные берестяные грамоты XI века носили бытовой, житейский характер и не являлись привилегией духовенства.

   Первая датированная книга, напечатанная в России была создана в 1563-1564 году Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем и была названа «Апостол». Она носила религиозный характер, как и книга Гутенберга. Спустя почти сто лет появляется первая книга, изданная для повседневного чтения – «Пролог». Сборник «Пролог» пользовался большой популярностью у русского читателя. В ней было обширное собрание житейских и нравоучительных статей.

   Ярким моментом в истории чтения в России было создание в 1861 году Санкт-Петербургского комитета грамотности. Особое внимание уделялось изданию книг для народа. Первыми членами общества были Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, П. В. Павлов, О. И. Паульсон, И. В. Вернадский и другие известные писатели и ученые, общественные деятели. С самого начала Комитет стремился к «удовлетворению потребности чтения в народе посредством издания дешевых книг с политипажными рисунками, которые наглядно поясняли бы описываемый предмет». Первые 20 лет Комитет ограничивался по преимуществу рассылкой книг по школам и библиотекам, составлением списков книг для народного чтения.

 Среди читателей XIX века выделялись 4 группы:

  1.  Знатные и богатые люди, читавшие в основном иностранные книги;

  2. Дворяне на службе и помещики в деревнях; мелкое поместное дворянство, военные и гражданские чиновники; богатые купцы, заводчики, мещане – самая многочисленная публика, читавшая много и в основном по-русски;

 3.  Мелкие подьячие, грамотные крестьяне читали, в основном, духовную литературу о житиях святых, о странствованиях к святым местам, весело-нравственные повествования;

 4. Учёные и литераторы, которых было немного, читали научную и популярную литературу.

  Что же в царской России читал обычный читатель (мещанин, обыватель)? Когда подобный вопрос задали Льву Толстому, он ответил — Матвея Комарова. Сегодня никто не знает такого автора, а в конце позапрошлого века его книжки выходили огромными тиражами: самая популярная «Славный мошенник и вор Ванька Каин» по цене 3–5 копеек могла иметь разовый тираж в 50–100 тысяч экземпляров. В то время, как дореволюционное десятитомное издание А.С. Пушкина было выпущено тиражом в 15 тысяч экземпляров и стоимостью 1,5 рубля. Единственным исключением был Лев Толстой. Тираж его полного собрания сочинений, изданного в качестве приложения к журналу «Вокруг света», достиг 100 тысяч экземпляров.

   Издательское дело в России с каждым годом росло, и в 1970 году вышло было более 1,5 млрд. книжных изданий - по 6 книг на душу населения, в 1975 г. – 1,7 млрд., в 1978 г. - 1,8 млрд. экземпляров. Почти каждая советская семья могла похвастаться обширной домашней библиотекой из серии книг или подписных изданий разных жанров. По выпуску переводной литературы Советский Союз вышел на первое место в мире, тиражи этих книг зачастую намного превышают тот тираж, который они получили у себя на родине.

  В 1985 году 95% взрослого населения систематически покупают книги; практически каждая советская семья выписывает газеты и журналы, пользуется библиотеками. Правительство видело главной задачей в более полном использовании огромных книжных богатств для образования и воспитания нового человека, ускорения научно-технического прогресса.

  Каким видится XXI век, с точки зрения читаемости в России, могут рассказать заявления президента РФ Владимир Путина на Российском литературном собрании: «Главная и, уверен, общая тревога — это сегодняшнее падение интереса к книге, особенно среди молодежи. Наша страна — некогда самая читающая в мире — уже не может претендовать на это почетное звание. По статистике, российские граждане отводят чтению книг в среднем лишь 9 минут в сутки. Причем, отмечается тенденция сокращения и этих 9 минут».

    По мнению президента, это следствие бурного развития цифровых технологий и утратой книгой своего статуса ведущего носителя информации и знаний.

  "О том, что книга перестала играть важную роль в жизни общества, свидетельствует и падение уровня общей культуры, с сожалением об этом должен сказать, смещение, искажение ценностных ориентиров и скудость современного разговорного языка", — заключил Путин.

    Этому свидетельствуют данные проведенных исследований Всероссийский центр изучения общественного мнения в России. В 2002 году треть опрашиваемых россиян утверждают, что практически не читают и это в основном молодежь. Из тех, кто читает, предпочитают в основном литературные жанры: классические приключения и современные милицейские детективы. В 2009 году 27% населения утверждают, что книги практически не читают, а в 2014 году уже 37%. В 2009 году читательский интерес у россиян меняется – читают помимо классических приключений и русскую или зарубежную классику, а так же женские детективы (Маринина, Донцова и другие). В 2014 году стали чаще читать исторические романы, фантастику наравне с детективами. Наблюдается рост скачиваемой литературы с интернета от 5% в 2009 году до 18% в 2014 году и только 5% готовы заплатить за это деньги, а 35% делают это бесплатно из всех опрашиваемых. При этом стали чуть меньше покупать книги в магазинах и реже ходить в библиотеки. В 2009 году чаще книги брали почитать у знакомых или родственниках (37%) чем покупали или брали в домашней библиотеке (27%), а спустя пять лет за счет того что существует свободный доступ к электронным библиотекам, стали реже брать у друзей книги (24%) и читать из домашней библиотеки (17%). Из этого мы видим, что читательский интерес в последние годы меняется, начиная от выбора жанра литературы и заканчивая тем, на чем население нашей страны читает.


Комментариев нет:

Отправить комментарий